18 ноября / 19.00 / Площадка Скороход.
Спектакль - документальное погружение «501.503» проходит раз в год и состоится уже в эту пятницу, друзья. Проект о строительстве трансполярной железной дороги ГУЛАГа, задуманный и реализуемый мной с Татьяной Зверевой, позволяет зрителям прожить исторические реалии через опыт соприсутствия на сцене и в зале.
Историческая справка (копи паст)
Идея строительства железной дороги, которая бы связывала Европу и Азию в северных широтах высказывалась еще в 19-м веке. В 30-х годах 20го века за стенами НКВД оказались огромные массы людей, значительную часть которых, было решено отправить на строительство новых транспортных артерий. Тогда-то и был принят в работу беспрецедентный по своей амбициозности проект о строительстве заключенными железной дороги вдоль побережья Ледовитого океана от Урала до Чукотки.
Тезисно о том что такое документальное погружение.
Заключенный, Охранник, Начальник лагеря, Культурный работник, Житель поселка, Местный житель – входя в зал, зритель видит 10 стульев и 10 микрофонов, это – 10 ролей, которые будут оживать в течение пяти эпизодов.
До начала спектакля каждый зритель, исследуя пространство, выбирает степень своей включенности, кто он – наблюдатель действия или непосредственный участник, который выбирают роль, занимает свое место в круге. Колокол ведущего дает сигнал к началу спектакля, а далее происходит самое интересное - создается новое драматургическое произведение об эпохе, явлении и фрагменты судеб самых разных людей сплетаются в едином ансамбле, приобретая самостоятельное значение.
Я бы сказала, зрители оказываются в некой онлайн телепередаче.
Участники следуют за своим интересом, а живое медиа пространство поддерживает выбранный и озвучиваемый ими материал, достраивая атмосферу описываемой реальности.
Почему книга историков Вячеслава Калинина и Вадима Гриценко, ставшая основой спектакля, называется «Мертвая дорога» и можно ли увидеть эту дорогу сегодня? Почему многие участники стройки, давшие свои интервью, были против ликвидации неоконченного проекта, и многие из них остались жить в регионе своего заключения?
История оставляет нам много вопросов, она как говорится не имеет сослагательного наклонения, и мы по-прежнему не знаем, как говорить о репрессиях. Но мы можем попробовать не отворачивать от нее свое лицо, можем рассматривать ее разные стороны и факты, можем думать о том как, соприкасаясь с прошлым, хотим строить свое будущее. Пафосный финал.
В общем, это живо и интересно)
Что еще очень важно сказать.
Автором самого театрального формата является Иван Куркин: все 10 стульев, наличие ролей, чтение текстов в микрофоны и самое главное - правила и их формулировки (все от первого до последнего слова) принадлежат ему. Он их создал к своей акции по пьесе "Три Сестры" в рамках МСТ в 2019м году, которая проходила на Витебском вокзале. Это было классно и надеюсь даже еще будет.
А еще важно, что поддержку проекту осуществляет Президентский фонд культурных инициатив @pfci.grants.
Идея использования формата в качестве док погружения, тексты и драматургия, созданные медиа и манипуляции с ними в процессе - это все по моей части, но как это все пройдет, ни я ни вы еще не знаем, так что поживем увидим, до встречи 💛